|
Образовательная политика |
|
5–22 |
В статье представлены основные теоретические подходы к проблеме равенства образовательных возможностей. Автор показывает, что дискуссии о равенстве, как правило, начинаются с вопроса о равном доступе для той или иной группы учащихся, а затем выходят на обсуждение возможностей равенства образовательных результатов. Здесь также систематизированы педагогические механизмы усиления неравенства в образовании.
| |
|
23–29 |
В статье анализируются беспорядки во Франции в конце 2005 — начале 2006 г. Автор противопоставляет традиционные, «классические» для Европы выступления студентов и хулиганствующий бунт окраин. При этом манифестации студентов расцениваются как один из способов выражения свободы слова и влияния общества на государство, а волнения иммигрантов — как последствие ряда серьезных политических просчетов в отношении к иммиграции, в деятельности правоохранительных органов, в сфере образования. Эти ошибки привели к появлению нового социального слоя с особенным самосознанием, которое сравнивается с самосознанием «трудного подростка». Автор рассматривает меры, предпринимавшиеся французским правительством для изменения ситуации, а также проводит сопоставление с современной ситуацией в России.
| |
|
30–39 |
Статья посвящена анализу положения в российском обществе детей-инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями. Автор знакомит с основными направлениями деятельности государства в сфере обеспечения прав и норм жизненного устройства лиц с проблемами физического и психического развития. Особое внимание в работе обращается на нарушение механизмов реализации декларируемых государством прав в области образования, на недопустимость сохранения в обществе условий, дискриминирующих лиц с проблемами психического и физического развития. Для читателей могут быть интересны суждения автора о проблемах взаимодействия общего и специального образования, осмысление сути инклюзивного (интегрированного) обучения на современном этапе развития общества в целом и системы образования в РФ в частности.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
39–60 |
Мы публикуем главы из первой части книги Пьера Бурдье, чтобы наши читатели могли раньше других познакомиться с одной из наиболее значимых работ, ставших неотъемлемой частью дискуссий о равенстве в образовании. Для великого французского социолога ХХ в. Пьера Бурдье тема неравенства в образовании была одной из важнейших. Неравенство рассматривалось им не само по себе, а как проявление механизма социального воспроизводства. Тому, как этот механизм реализуется в системе образования, и посвящена его книга «Воспроизводство: элементы теории системы образования», написанная в соавторстве с Ж.-К. Пассроном и опубликованная в 1970 г. В настоящее время ее перевод на русский язык готовится к печати в серии «Образование. Мировой бестселлер», публикуемой издательством «Просвещение» совместно с Национальным фондом подготовки кадров и Московской школой социальных и экономических наук.
| |
|
61–73 |
Картина дискуссий о равенстве в образовании была бы неполной без работ педагогов-марксистов. В западных университетах осталось немало ученых, которые, не получив «антимарксистской прививки» на занятиях по научному коммунизму, пытаются использовать классовый подход для анализа современной ситуации в области образования. Неомарксистское направление в западной педагогической мысли нередко называют критической педагогикой. Одним из наиболее ярких представителей этого направления является Питер Макларен — профессор Университета Лос-Анджелеса. В середине 1990-х годов вышла его книга «Жизнь в школах», в которой автор описал свой нелегкий педагогический опыт в канадской школе бедного района. Книга стала чрезвычайно популярной в том числе и потому, что в ней автор предельно ясно и весьма жестко изложил основные позиции критической педагогики. Мы публикуем фрагмент из этой книги, чтобы в дискуссии о равенстве прозвучал еще один важный голос. Книга «Жизнь в школах» в переводе на русский язык выпускается в серии «Образование. Мировой бестселлер», публикуемой издательством «Просвещение» совместно с Национальным фондом подготовки кадров и Московской школой социальных и экономических наук.
| |
|
74–88 |
William J. Smith, Charles Lusthaus. The Nexus of Equality and Quality in Education: A Framework for Debate // Canadian Journal of Education. 1995. V. 20. N 3. PP. 378–391.
| |
|
89–104 |
В данном обзоре рассмотрена краткая история зарубежного опыта реализации идей интеграции в общеобразовательную школу учащихся с особенностями развития. Этот процесс рассматривается в контексте изменения взглядов на права людей с особыми образовательными потребностями и их места в обществе. Представлены некоторые статистические данные, характеризующие положение дел в разных странах Европы и Северной Америки, особенности процесса перехода к включающему образованию на примерах нескольких стран. Приводятся основные выводы относительно подходов, способных обеспечить эффективность учебного процесса в интеграционной школе.
| |
Практика |
|
105–111 |
В статье представлен опыт Самарской области по формированию образовательной системы, в которой дети с особыми потребностями могут реализовать свое право на доступное и качественное образование, выбор образовательного учреждения, а также формы получения образования. Обсуждаются возникшие проблемы и пути их разрешения, а также первые результаты введения новой системы.
| |
|
112–121 |
Статья знакомит с опытом Челябинского государственного университета (ЧелГУ) по обеспечению доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. В ЧелГУ разработана в теории и реализована на практике система интегрированного обучения инвалидов, которая предоставляет возможность обучения в вузе студентам практически с любыми видами физических нарушений.
| |
|
122–132 |
Система повышения квалификации учителей в Киргизии была сформирована в советский период для решения конкретных задач в условиях плановой экономики и авторитарной системы управления. Сегодняшний день требует от общества выстраивания новых политических и экономических приоритетов. А это, в свою очередь, предполагает необходимость внесения ряда изменений в образовательную политику государства. Статья знакомит с попыткой выхода из кризиса системы повышения квалификации учителей посредством введения принципиально иного способа финансирования системы, изменяющего взаимоотношения между субъектами, а именно хорошо известного в России ваучерного механизма. В данное время проект находится в экспериментальной фазе, но накопленный за время его реализации материал позволяет проанализировать полученный опыт.
| |
|
133–147 |
Статья основана на результатах исследования, проведенного в феврале–марте 2006 г. среди родителей абитуриентов и студентов ГУ–ВШЭ. Исследование посвящено изучению особенностей спроса на услуги студенческого кредитования, причин, обуславливающих отказ от использования образовательного кредита, а также предпочтительных, с точки зрения потенциальных заемщиков, условий кредитования. В статье представлены краткий обзор вопросов, связанных с развитием системы студенческого кредитования, а также выводы и рекомендации, сделанные на основе анализа материалов, полученных в ходе проведенного исследования.
| |
|
149–157 |
В настоящее время в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», приоритетной становится задача повышения эффективности использования бюджетных средств, разрабатываются методы бюджетного планирования, ориентированные на результат. В статье рассматриваются два способа финансирования, реализуемые в системе профессионального образования в определенной мере уже в настоящее время, в рамках действующего сметного бюджетного финансирования: кредитование населения при получении образовательных услуг и субсидирование получения профессионального образования по значимым для государства специальностям. Целью рассмотрения этих двух механизмов является выявление потенциальных проблем на пути их внедрения. Необходимо отметить, что большинство из них преодолимы и рассматриваются лишь как риски, которые следует минимизировать.
| |
Дискуссия |
|
158–185 |
| |
Статистика и социология образования |
|
186–202 |
Обеспечение доступности качественного общего образования является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. В рамках проекта Министерства образования и науки РФ и Всемирного банка «Реформа системы образования» Национальный фонд подготовки кадров инициировал проведение мониторингового исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в школах и учреждениях начального профессионального образования. Настоящая статья знакомит с основными результатами данного исследования, проводившегося в Институте социологии Российской академии наук на протяжении 2004–2006 гг. * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
| |
|
203–221 |
В статье представлены главные результаты исследования, выполненного Независимым институтом социальной политики в сотрудничестве с Аналитическим центром Юрия Левады*. Предметом исследования выступает процесс дифференциации высшего образования по линии «массовое–элитное». Представлен подход к разделению вузов и специальностей на элитные и неэлитные на основе различных рейтингов. На основе данных опроса молодежи, проведенного в 2005 г. по репрезентативной общероссийской выборке, выявлены факторы, определяющие доступность высшего образования и его элитной составляющей. * Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
| |
|
222–240 |
Настоящее исследование посвящено проблеме профессионального самоопределения студентов старших курсов на пороге карьеры. Исследование представляет собой вариант изучения структуры представлений студентов о целях получения высшего образования и требований к будущей работе. Проверяемая в ходе исследования гипотеза о связи этих структур позволяет выделить группы студентов, ориентирующихся на различные «наборы» представлений, составляющих образовательные стратегии, а также соотнести полученные типы стратегий с ресурсной обеспеченностью учащегося и его действиями в ходе обучения. Исследование представляет собой новый взгляд на проблему адаптации учащихся на пороге профессиональной карьеры.
| |
Архив |
|
241–247 |
| |
|
248–264 |
В статье дается общее представление о русской гимназии в межвоенный период как целостном феномене. Показан процесс ее возникновения, развития и упадка в период «первой волны» русской эмиграции.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
265–266 |
Заметка о книге: Кеннет Фи. Технологии обучения для менеджеров. Где, когда и как их использовать. М.: Добрая книга, 2006. 304 с.
| |
|
267–282 |
| |
Письма в редакцию |
|
283–286 |
| |